Обложка Журнал  "Эксперт"  №43 (303)  19 ноября 2001 г.                            

Счастливый случай
А.КонопляникАндрей Конопляник*




Решение компании
"Экссон" начать
коммерческое освоение
проекта "Сахалин-1" -
результат политического
сближения России и США


    Восьмого ноября состоялось заседание правительства РФ, посвященное оценке хода реализации предыдущих его решений в сфере соглашений о разделе продукции (СРП). Минэкономразвития с гордостью доложило, что в сфере СРП оно за последний год обеспечило инвестиционный прорыв, по крайней мере в нефтегазовой отрасли. В качестве подтверждения этого "прорыва" в последнее время регулярно приводится решение компании "Экссон Нефтегаз", оператора проекта СРП "Сахалин-1", приступить к его "коммерческому открытию", то есть перейти от фазы геолого-разведочных работ (ГРР) к фазе освоения проекта, в рамках которой в проект будет инвестировано 12,8 млрд долларов.
    "Экссон" огласил свое решение на очередном заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) при правительстве РФ в тот день, когда в Москве проходила выездная сессия Всемирного экономического форума в преддверии визита нашего президента в США. В этой связи возникает естественный вопрос: так что же явилось истинным мотивом решения "Экссона" - реальный прорыв в усовершенствовании российского законодательства о СРП или иные соображения, имеющие отношение исключительно к этому конкретному проекту?
    Боюсь, что второе объяснение является более правдоподобным. Свидетельство тому - 10 октября сего года, всего за месяц до обсуждаемых событий, межфракционная комиссия Госдумы по рассмотрению правовых вопросов пользования недрами на условиях СРП приняла решение: "Признать деятельность правительства РФ по реализации СРП неудовлетворительной".
    Решение комиссии сыграло для правительства роль электрошока и побудило его к активным действиям. Сначала появляется письмо Минэкономразвития, Минфина и МНС о гарантиях возмещения затрат инвесторам проекта "Сахалин-1". Спустя несколько дней проходит заседание правительственной комиссии по вопросам СРП, на котором наконец-то принимаются практические решения по этим вопросам. В ответ на упреки Госдумы в многолетней бездеятельности правительство явно начало предпринимать некоторые шаги. Наконец, заседание правительства по СРП, на котором даются поручения по конкретным вопросам. Казалось, поезд СРП наконец тронулся после длительной пробуксовки. Однако, думаю,тронулся не весь поезд СРП, а лишь один вагон "Сахалин-1", в котором едет пассажир "Экссон".
    "Сахалин-1" - старейший среди всех российских проектов СРП, начало ему было положено еще в 1975 году, когда было подписано советско-японское соглашение о проведении поисково-разведочных работ на шельфе Охотского моря. Для реализации этого соглашения была образована японская компания "Содеко" ("Сахалин Ойл Девелопмент Компани"). "Экссон" присоединился к этому проекту в первой половине 90-х, оговорив свое участие в проекте при условии расширения его ресурсной базы. Думаю, именно тогда им и было принято решение о "коммерческом открытии", объявлять о котором компания не спешила.
    СРП "Сахалин-1" было подписано в 1995 году, вступило в силу через год и предусматривает пятилетний период ГРР, который истекает в конце нынешнего года (до конца этого периода компания обязана объявить о коммерческом открытии, в противном случае действие СРП прекращается и проект ликвидируется). Все это время "Экссон" совершенно справедливо (иногда довольно резко, как, например, на прошлогоднем заседании КСИИ) критиковал наше правительство за его бездействие в сфере СРП, увеличивающее риски инвесторов. Играя ключевую роль в Нефтяном совещательном форуме, "Экссон" и через эту организацию, объединяющую западные нефтяные компании, работающие в России, стремился довести до российского правительства озабоченность инвесторов и их естественное стремление сократить указанные риски. Однако пришло время выбора - и очевидный выбор был сделан. Точнее, объявлен в удобный для российской и американской сторон момент - накануне встречи в верхах, проходящей на этапе очевидного сближения России и США на волне борьбы с международным терроризмом. Мы им - поддержку в антитеррористической борьбе (политика), решение проблем "Экссона" в России (экономика). Они нам - отмену поправки Джексона-Вэника (экономика) и, может быть, смягчение позиции по договору ПРО (политика). В дипломатии это - очевидная демонстрация встречных шагов. Так что как решение "Экссона", так и действия правительства следует рассматривать не столько по экономической, сколько по дипломатической линии.
   


*Президент Фонда развития энергетической
 и инвестиционной политики
 и проектного финансирования,
 доктор экономических наук.