Газета  "ИЗВЕСТИЯ"  №215 (26053)  21 ноября 2001 года, среда

Повышение денежного давления
Налоговая реформа в нефтяной отрасли: первые результаты
В "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", одобренной правительством год назад, отмечается, что минерально-сырьевая база нефтедобычи переходит к развитию с падающей долей горной ренты в цене. Пока система налогообложения нефтяной отрасли не обеспечивает справедливого распределения горной и ценовой ренты между государством - собственником недр и нефтяными компаниями. Она чрезвычайно усложнена, фискально-ориентированна. Попытка ее усовершенствовать вводит в нефтедобыче новую систему налогообложения доходов.

    Новая система налогообложения состоит из трех компонентов: налога на прибыль (НП), изымающего часть предпринимательского дохода компаний независимо от их отраслевой принадлежности; налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), изымающего часть горной ренты предприятий минерально-сырьевой сферы; и налога на дополнительные доходы (НДД), посредством которого государство намерено изымать часть сверхприбыли (дифференциальной ренты), получаемой предпринимателями за счет эксплуатации объектов, находящихся в лучших природных условиях. Причем это в рамках лицензионной системы пользования недрами. При действии Соглашений о разделе продукции (СРП) место НДД занимает переговорный механизм раздела продукции.
    Первые два элемента этой трехзвенной системы налогообложения вводятся в действие с 1 января 2002 года, работа над законопроектом о НДД продолжается. Как можно оценить эффективность нововведений с позиций инвесторов?
    Первая новация - снижение ставки налога на прибьиь с действующих 35 до 24 процентов в обмен на отказ от всех льгот по уплате НП, включая льготу по инвестициям. Между тем использование этих льгот, особенно последней, - широко распространенная в России практика. В целом в отечественной экономике эффективная налоговая ставка НП (с учетом всех видов льгот) составила в 2000 году 19,5 процента. Многие нефтяные компании активно используют инвестиционную льготу. Например, у компании "Сургутнефтегаз" эффективная ставка НП равнялась в прошлом году 18 процентам, поэтому для нее нововведения означают рост налоговой нагрузки. В то же время компания "ЮКОС", у которой эффективная ставка НП оценивается на уровне 30 процентов, и ей подобные от этой реформы выиграют.
    Вторая новация - налог на добычу полезных ископаемых, который заменяет платежи за пользование недрами (роялти), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и акциз (кроме природного газа). Сегодня средняя по стране фактическая величина роялти составляет 8 процентов, отчисления на ВМСБ - в среднем 6 процентов, акциз на нефть - 2,5. Сложив эти цифры, Минфин рассчитал базисную ставку НДПИ - 16,5 процента, которая вводится с 2005 года.
    На первоначальном этапе НДПИ вводится и как средство борьбы с трансфертными ценами, поэтому механизм его уплаты устанавливается в виде "специфической", а не "адвалорной" ставки. В 2002-2004 годах она будет равна 340 рублям за тонну с поправкой на изменение валютного курса и изменение цен на основную российскую экспортную смесь нефть Urals на мировом рынке.
    "Специфическая" ставка НДПИ ослабляет налоговую нагрузку на разрабатываемые (эксплуатируемые) месторождения в рамках действующей лицензионной системы при любом уровне цен, но усиливает  ее  на новые месторождения, разрабатываемые в рамках лицензионной системы, и на проекты СРП при преодолении порогового значения цен, составляющего, по нашим расчетам, примерно 14 долларов за баррель. Прогнозируемые на ближайшее время цены, исходя из которых рассчитаны, например, доходы (23,5 доллара за баррель) и расходы (17 долларов) проекта бюджета России на 2002 год, или ценовой коридор ОПЕК, или прогноз Международного энергетического агентства (в пересчете на Urals) - все они превышают указанный пороговый уровень. Следовательно, введение "специфической" ставки НДПИ в 2002-2004 годах фактически означает усиление налоговой нагрузки на новые проекты и проекты СРП, то есть на проекты, требующие инвестиций, в зоне ожидаемых цен. Отсутствие механизма дифференциации налогообложения НДПИ в зависимости от стадии, на которой находится тот или иной инвестиционный проект, и от качественных характеристик месторождений также не стимулирует потенциальных инвесторов к капиталовложениям.
    А единая фиксированная "адвалорная" ставка НДПИ для всех проектов с 2005 года (вместо фиксированной ставки для каждого проекта, как сегодня роялти), по нашим расчетам, ведет к реальному усилению налогового бремени для всех категорий недропользователей.
    Таким образом, налоговой реформой в нефтяной отрасли государство решает исключительно фискальные задачи. Отказ от дифференциации налогообложения фактически означает размен эффективности налоговой системы на ее упрощение, мотивированный задачами борьбы с коррупцией. В итоге в выгоде остаются только те нефтяные компании, которые в целях максимизации текущих финансовых потоков минимизируют инвестиционную деятельность.

Андрей КОНОПЛЯНИК,
доктор экономических наук,
президент Фонда развития
энергетической
и инвестиционной политики
и проектного финансирования