М.Субботин

26. ИНВЕСТОРА ЗАГНАЛИ В УГОЛ 1


И это так, ибо сенат российский прокатил закон “О соглашениях о разделе продукции”, способный реанимировать региональную экономику.

В понедельник открывается очередная сессия Совета Федерации. И хотя верхняя палата парламента по обыкновению настроена смотреть вперед, строить “планов громадье”, эксперты не исключают, что сенаторам придется вернуться чуть назад, к своему решению, принятому 3 октября и вызвавшему шквал протестов, исходящих от регионов, отдельных депутатов, отечественных и зарубежных компаний.

 

КАК ОТНЯЛИ ГАРАНТИИ

Что же произошло в Совете Федерации 3 октября 1995 г.?

В этот день СФ провел голосование по вопросу об одобрении Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции” (“О СРП”), принятого Госдумой РФ 14 июня. Поскольку Закон не набрал необходимого числа голосов (“за” — 64, “против” — 41, “воздержалось” — 4), он был отклонен по “несогласию с отдельными положениями” и направлен на повторное рассмотрение в Госдуму. Одновременно, была создана Согласительная комиссия Совета Федерации.

Анализ предложений СФ показывает, что вопреки всем декларациям, предпринята еще одна попытка полностью изменить принципы, саму концепцию закона “О СРП”. Поэтому Согласительная комиссия наверняка не сможет ни о чем договориться и скорее всего окажется ширмой, за которой могут состояться похороны закона “О СРП”.

Факт тем более прискорбный, что речь идет об инвестициях, необходимых России как воздух. В сущности вопрос стоит ребром:

будут инвестиции — будут основания рассчитывать на экономический подъем, без них — экономика задохнется. Сегодня потеряны всякие стимулы к вложению капитала с длительным сроком его окупаемости. Банки практически не дают кредиты более чем на три месяца. О каких инвестициях может идти речь? Постепенно “проедаются” заделы прошлых лет, нет работы “на перспективу”. Закон “О СРП” дает необходимые гарантии инвестору и обеспечивает стабильность контракта на весь срок его действия, что является обязательным условием для привлечения инвестиций. При существующей налоговой системе многие сложные месторождения (а их у нас большинство!) еще десятилетиями не смогут разрабатываться. Потенциально богатые регионы, типа Сахалина или Ненецкого автономного округа, искусственно превращаются в зоны бедствия, над которыми постоянно висит угроза отсутствия средств на самые насущные нужды, например, — на закупку топлива, чтобы пережить зиму. СРП могло бы обеспечить крупные неинфляционные поступления и в федеральный, и в местные бюджеты, вдохнуть жизнь в огромные территории.

Примечательно, что именно с учетом принятия закона “О СРП” в последнее время шли переговоры с иностранными компаниями, готовыми вложить в российскую экономику свои капиталы. Что же теперь? Обнародованные результаты голосования в Совете Федерации уже привели в движение механизм сворачивания иностранных инвестиций и закрытия офисов крупных зарубежных компаний в России. Одним из первых последовал отклик с Сахалина. В нем констатировалось, что вместо ожидавшихся 300 млн. долл. инвестиций этот остров получит теперь не более 15. Сегодня счет идет на миллионы долларов, а если решение не будет пересмотрено, — речь пойдет о миллиардных убытках. Уже подготовленные или подписанные договоры в случае принятия закона “О СРП” обещали России порядка 7-8 млрд. долл. инвестиций в год. Печальные социально-политические последствия провала закона “О СРП” не заставят себя ждать.

Самое огорчительное, что в предложениях СФ нет ничего нового. В свое время они детально разбирались в Госдуме, анализировались независимыми экспертами, широко дискутировались в печати. Обо всем этом сенаторы не могут не знать. Почему же чаша весов склонилась в сторону “нет”? Два обстоятельства решительным образом повлияли на результат голосования.

ПРОЦЕДУРНАЯ НЕРАЗБЕРИХА

Напомним, что 27 июля Советом Федерации было принято решение голосовать опросными листами, однако сами бюллетени были разосланы только 26 сентября. (Интересно, несет ли кто-нибудь ответственность за то, что два месяца не был запущен механизм голосования?) Поэтому подведение итогов голосования 3 октября выглядит издевательством над здравым смыслом, поскольку существующая процедура рассылки и сбора ответов растягивается как минимум на две недели. Одним словом, ранее 10 октября подвести итоги голосования было практически невозможно. Итак, голосование сначала было затянуто, а потом дело было представлено таким образом, что оно, это голосование якобы не состоялось, или как сказал В.Шумейко: “Оно не случилось это голосование”. (Здесь и далее цитируется по стенограмме.) Как это в принципе могло произойти и что такое “не случилось” остается загадкой.

При этом никто даже не подсчитал количество полученных бюллетеней (Председатель Счетной комиссии говорил о 40, а Председательствующий — о 50). На самом деле был получен 61 бюллетень и 53 были “за” — 87% от числа проголосовавших! При сохранении этой тенденции даже двух третей голосовавших было бы достаточно для одобрения закона. Т.е. достаточно было подождать буквально два-три дня и дождаться новых “поступлений” и результат наверняка был бы другим.

Показательна дискуссия по поводу закона “О СРП”. Слово — председателю Счетной комиссии А.Рябову: “Я информации никакой дать не могу, потому что этим вопросом не занимался, меня Палата не уполномачивала... Я вообще против этой формы (голосования опросными листами — М.С.)... Я прошу депутатов, пожалуйста, рассматривайте каждый, карточки здесь есть, смотрите. Мы не собирали листы... кто там чего высказал, не знаю”. Депутат П.Ширшов: “Мы приняли решение голосовать вот этими опросными листами. Решение есть. Теперь необходимо, чтобы комиссия собиралась и продолжала свою работу”. И В.Шумейко вроде бы поддерживает его: “Давайте решим так. Счетная комиссия должна нам назначить время, до которого нужно сдать эти листы. Если (?) она подчинится (??) решению палаты, как обязана, и будет считать”.

Не тут-то было. Вновь А.Рябов: “Я прошу вернуться к тому, чтобы проголосовать нормально (?). Кворум у нас тут есть”. Вновь В.Шумейко: “Так, хорошо. Это надо ставить”. А чуть позднее он внес и вовсе знаменательное уточнение: “Уважаемые коллеги, голосование опросными листами и голосование поименно — это одно и то же. Только там письменно, а здесь кнопку нажимаешь и это все показывает. Никакой разницы нет абсолютно”. Позвольте, в одном случае голосует вся Палата — 100%, а в другом только присутствующие в зале, например, —51%... И никакой разницы? “Абсолютно”? Видимо, поэтому мнение тех членов Верхней Палаты Парламента, которые заполнили и отослали опросные листы, т.е. выразили свою волю, но отсутствовали в зале СФ 3 октября, осталось невостребованным.

Если уж решили голосовать обычным способом, то голосование, проведенное опросными листами, должно было по крайней мере быть признано несостоявшимся, а полученные опросные листы — недействительными. И этого тоже сделано не было! В итоге сложилась странная ситуация: существуют как бы два результата голосования — заочного и очного. Какой из них лигитимный? Обычный принцип: то предложение, что было подано раньше, то голосование, что раньше состоялось. В этих условиях естественно было бы довести до логического конца никем не отмененную процедуру голосования опросными листами. Это позволило бы иметь ясную картину о позиции Палаты, поскольку у каждого депутата была бы в этом случае возможность выразить свое мнение. Речь в данном случае идет в первую очередь об элементарном уважении к членам Палаты и собственным решениям.

ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНОВ — ПОД УГРОЗОЙ

Почему же вопреки ожиданиям и тенденции, отчетливо выраженной в опросных листах, солидная часть сенаторов при “очном” голосовании не поддержала закон? Что вдруг произошло? Несомненно, на позицию многих из них повлияло запущенное буквально накануне утверждение, что закон “О СРП” якобы ущемляет права регионов (а именно их интересы представляют депутаты верхней палаты), работает исключительно на центр. Больший абсурд трудно себе представить. Все как раз наоборот!

Закон “О СРП” закрепляет равноправные экономические отношения центра и регионов: предоставление месторождений инвестору во временное пользование осуществляется на основе совместных решений (принцип “двух ключей”), доходы делятся согласно предварительно заключенному специальному договору региона и центра, совместно осуществляется и контроль. Во всем — полная добровольность. Если что-то в соглашении не устраивает регион или он не согласен с условиями раздела доходов между федеральным и местными бюджетами — контракт не будет заключен. Более того, закон предусматривает возможность делегирования полномочий центра регионам. Следовательно, последние могут, в том числе в рамках договоров о разграничении полномочий, решать вопрос о самостоятельной разработке ряда месторождений “местного” значения. Таким образом, интересы регионов гарантированы.

Контроль и учет, которые обеспечиваются законом “О СРП”, вообще не имеют аналогов в российской практике. В частности, в то время как официальные лица гадают — собирается 50% налогов или 70%, — но все едины в том, что навряд ли больше, при СРП действует простая и ясная система контроля и “собираемости” платежей инвестора в бюджеты всех уровней.

Создается специальная государственная комиссия для ведения переговоров, сохраняется конкурсный отбор потенциальных инвесторов, представители государства входят в управляющий комитет компании, занимающейся разработкой месторождения, действуют процедуры контроля органами представительной власти и центра, и регионов над исполнительной властью, практика заключения СРП означает тщательную проработку всех спорных вопросов и проведение серии ведомственных и независимых экспертиз (например, только на подготовку контракта закон “О СРП” отводит год). Кроме того, более детально все эти вопросы должны и будут прописаны в специальном нормативном документе Положении о порядке заключения и исполнения соглашений о разделе продукции. В отсутствие закона “О СРП” и пакета необходимых нормативных документов инвестор либо физически отсутствует, либо действует в правовом вакууме, что никак не отвечает задачам контроля и учета.

Инвестор приносит с собой ноу-хау — новейшие технологии добычи, кредитует и страхует государство, начиная работы за свой счет и на свой риск, да еще выплачивая государству вступительный взнос — бонус, который сразу можно использовать на развитие региона. Открываются новые возможности рациональной разработки минерально-сырьевой базы (составляются планы работ в целях наиболее эффективной разработки каждого конкретного месторождения, инвестор прямо — коммерчески заинтересован “выжать максимум”, а не форсировать или тормозить добычу). Таким образом, на весь срок эксплуатации месторождения инвестор берет на себя закрепленные в контракте обязательства по его разработке наиболее эффективным образом. В результате обеспечивается куда более эффективная разработка месторождений и защита экологии, нежели та, что действует в настоящее время и при которой не с кого спросить за загрязненные районы, за заброшенные из-за нехватки средств еще невыработанные месторождения...

Главное, появлялись реальные возможности для стабильной работы российских компаний, а значит создавались серьезные стимулы к долгосрочному вложению капитала не только зарубежными, но и российскими кредитно-финансовыми институтами. Решение верхней палаты отодвигает на неопределенное время эту возможность. Применение СРП на практике означает широкое привлечение инвестиций в металлургические, машиностроительные, регионы, где в значительной мере будут размещены заказы на оборудование. Помимо всего прочего, это — спасение массы конверсионных производств. А какие надежды возлагались на закон “О СРП”...

Вот, например, Приразломное месторождение, расположеное в Печорском море, которое находится за Полярным кругом в юго-восточной части Баренцева моря. Этот регион имеет стратегическое значение для России. Строились планы освоения российского Севера, проекты создания нового топливного комплекса Севера... Планировалось, что привлечение инвестиций к разработке Приразломного месторождения обеспечит заказами предприятия ВПК и после модернизации конверсионные предприятия Архангельской области смогут выполнять основную часть заказов по созданию арктического нефтяного флота и оборудования для морской добычи углеводородов. В социальном плане — реализация проекта позволила бы сохранить и развить инфраструктуру Северодвинска, Нарьян-Мара и других населенных пунктов Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Две трети занятых на северодвинских предприятиях будет участвовать в выполнении проекта. Теперь все эти планы — на грани срыва.

Каждый день промедления с принятием закона “О СРП” означает огромные материальные и моральные потери для страны, наносит серьезный ущерб ее национальной безопасности. Решение СФ прямо противоречит продекларированному принципу федерализма, поскольку зримо демонстрирует регионам, как мало от них все еще зависит. Центральная представительная власть продолжает диктовать регионам как им следует жить, можно ли им распоряжаться расположенными в недрах их территорий природными богатствами. Тем самым де факто провоцируются центробежные тенденции в России. И инициатором раздора выступает орган власти, призванный защищать федеративные устои государства. Вот такой парадокс...


1 «Российская газета». 1995, 21 октября.

Далее -> 27.  ГЛАЗЬЕВ ЗАКРЫВАЕТ “САХАЛИН”?
ВАЖНЕЙШИЙ ЗАКОН ЗАСТРЯЛ В СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ


СОДЕРЖАНИЕ