Неполный перечень разногласий
между "думской" и "президентской" версиями законопроекта
"О соглашениях о разделе продукции"

Позиции

Законопроект, подготовленный
рабочей группой экспертов в
комитете по экономической
политике Госдумы (КЭП ГД)

Законопроект, внесенный
Президентом

1. Авторский коллектив Известен; утвержден в качестве рабочей группы экспертов решением профильного подкомитета КЭП ГД; состав опубликован в пояснительной записке к закону и в "Финансовых известиях" от 20.12.94г. Аноним. (Уже после опубликования данной статьи список разработчиков "президентской" версии был, наконец, обнародован: С. Котов, М. Махлина, А. Павленко, А. Пашков, А. Перчик, Г. Шалманов плюс использовались материа-лы М. Клубничкина - авт.)
2. Инвесторы Российские и иностранные Отношения, регулируемые законом, распространяются только на иностранных инвесторов (ст. 2), хотя в ст. 1 ("Определения") в понятие "инвестор* включен и рос-сийский инвестор .
3. Режим инвестиций Национальный (в соответствии с действующим российским законодательством) Преференциальный для иностранных инвесторов (вразрез с действующим российским законодательством)
4. Связь с Указом № 2285 Президента РФ от 24.12.93 г. "Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами" Соответствует Противоречит
5. Взаимодействие с "концессионным" законом Образует с концессионным законом правовую конструкцию "зон тачного" типа, где "концессионный закон является общим (рамочным), а "О СРП" - специальным Отрицает необходимость "концессионного" закона и находится в противоречии с ним
6. Взамиодействие с законом "О недрах" Допускает параллельное существование двух инвестиционных режимов в недропользовании с четким разграничением сфер их действия: административного - в соответствии с Законом "О недрах" и договорного (т. е. преимущественно гражданско-правового) - в соответствии с Законом "О СРП". Использует (частично) процедурные решения, предусмотренные Законом "О недрах" Вводит новые процедурные решения, отличные от положений Закона "О недрах"; требует создания новых бюрократических структур
7. Целостность Авторы предлагают единую и целостную концепцию закона Авторы не предлагают единой и целостной концепции закона, поскольку три ключевые его статьи представлены в двух версиях
8. Получение права доступа к недрам Конкурсы, аукционы, в строго определенных законом случаях возможны прямые переговоры Только конкурсы
9. Право пользования недрами Предоставляется на основании соглашения и удостоверяется лицензией (ст. 4), т. е. не требует создания новых бюрократических структур Предоставляется на основании соглашения, выдача лицензии не требуется (ст. 3) , но подлежит регистрации во вновь создаваемом государственном реестре с выдачей свидетельства о регистрации (ст. 6)
10. Получение горного и земельного отвода Решается автоматически по получении лицензии в рамках действующей процедуры Остается открытым (действующий порядок исключается, а новый не прописан)
11. Государственные гарантии прав инвесторов Предоставляются российским и иностранным инвесторам; номенклатура гарантий шире, чем в "президентской" версии Предоставляются только иностранным инвесторам; номенклатура гарантий уже, чем в "думской" версии
12. Предельный срок соглашения Не выше установленного законодательством, действующим на момент заключения СРП, с правом продления на срок до 25 лет без проведения конкурса или аукциона: т. е. от 25+25 (Закон "О недрах") до 50+25 лет (проект закона "О концессион-ных договорах") (ст. 5) 70 лет (ст. 5)
13. Платежи инвестора Платежи за право пользования недрами, налог на прибыль. Остальные обязательные платежи заменяются разделом прибыльной продукции Вариант 1: плата за право на добычу (роялти); налог на прибыль и еще, как минимум, 12 групп федеральных налогов и сборов, уплачиваемых из прибыльной нефти инвестора; остальные обязательные платежи включаются в состав возмещаемых затрат инвестора (ст. 14-1); оставшаяся часть прибыльной продукции за вычетом доли инвестора в ней (ст. 3).
Вариант 2: налог на прибыль; платежи за пользование недрами; налог на добавленную стоимость; обязательные платежи субъекта РФ в особых случаях включаются в состав возмещаемых затрат инвестора (ст. 14-2); оставшаяся часть прибыльной продукции за вычетом до-ли инвестора в ней (ст. 3)
14. Раздел прибыльной продукции Предусмотрены условия и порядок раздела сторонами СРП Не прописан, но допускает понимание о возможности одностороннего (государством) раздела. Отсутствует само понятие "прибыльной продукции"
15. Собственность на имущество Вопрос прописан Вопрос в законе отсутствует
16. Реализация доли государства в продукции На основе специальных договоров между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ Вариант 1: определяется Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Вариант 2: на основе специального договора между Правительством РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ или совместного решения указанных органов