2. Освоение Каспия и его влияние на географию нефтегазовых потоков в Восточном полушарии (постановка задачи)


    Как известно, изменение одной цифры в математической матрице ведет к изменению численных значений всех остальных ее элементов. Так и с появлением на карте мира нового нефтегазодобывающего региона неизбежно возникает вопрос о его возможном влиянии на устоявшуюся географию поставок нефти и газа на мировом рынке, о перераспределении сложившихся направлений и объемов этих поставок, об усилении или ослаблении конкурентной борьбы на рынках нефти и газа.

    В последнее время особенно широко обсуждается этот вопрос в отношении Каспийского нефтегазового бассейна и его будущей роли в мировом энергоснабжении. На наш взгляд, проблема должна рассматриваться в более широком экономическом и геополитическом контексте. Выход на мировой рынок нефти и газа государств Каспийского региона будет происходить одновременно с реализацией новых проектов в российской нефтегазовой промышленности. И Россия, и Каспий будут одновременно оказывать свое влияние на сложившиеся направления потоков и расстановку сил на рынках нефти и газа Восточного полушария. Какова будет равнодействующая этих двух векторов? Окажет ли усиление роли одного из действующих игроков на мировом рынке (Россия) и появление на этом рынке нового крупного игрока (Каспий) существенное влияние на конкурентные позиции государств Ближнего и Среднего Востока (БСВ) - крупнейшего экспортера нефти и газа?

    Вплоть до недавнего времени нефтяные рынки Восточного полушария были довольно устойчиво поделены между основными поставщиками. Сложились основные маршруты поставок нефти и нефтепродуктов на рынки главных потребителей жидкого топлива (см. рис. 1). Ближневосточная нефть доминирует на западноевропейском и дальневосточном рынках, куда она доставляется танкерами. Россия может составлять ей конкуренцию только в Западной Европе. При этом маршруты доставки российской нефти на различные сегменты западноевропейского рынка различны:

  • в Южную Европу западносибирская нефть доставляется через средиземноморские порты танкерами из Новороссийска, Туапсе и Одессы, куда, в свою очередь, приходит по трубопроводам из Западной Сибири, в том числе (на Одессу) - транзитом через территорию Украины;
  • в Центральную Европу та же западносибирская нефть приходит по нефтепроводу "Дружба" транзитом через украинскую территорию;
  • в Северо-Западную Европу - поставляется танкерами через порты государств Балтии (Вентспилс и др.), куда она поступает также по нефтепроводу.

    Российский газ поступает в Западную Европу по трубопроводам из Западной Сибири транзитом через территорию Украины. Его основными непосредственными конкурентами на западноевропейском рынке являются норвежский и алжирский газ, также поставляемые туда по трубопроводам, и, опосредованно, нигерийский СПГ. Систематические поставки российских нефти и газа на дальневосточный рынок отсутствуют. Ближневосточный газ доставляется на быстрорастущий рынок государств Юго-Восточной Азии (ЮВА) в виде СПГ (Катар, Оман).

    В перспективе наибольший рост спроса сохранится в странах ЮВА. Этот регион - основной рынок для расширения экспортных поставок нефти и газа. Страны БСВ будут продолжать наращивать углеводородный экспорт в это регион. Однако они столкнутся здесь с растущей конкуренцией новых экспортеров нефти и газа/СПГ (Россия, Каспий).

    В ближайшие несколько лет география поставок российских нефти и газа на мировой рынок претерпит существенные изменения в результате диверсификации источников и маршрутов их доставки (см. рис. 2). Новые районы добычи появятся внутри самой России. Одновременно с этим будет происходить проникновение нефтегазовых компаний России в нефтегазодобычу ближнего и дальнего зарубежья (в первую очередь - на Каспий и далее на юг, в некоторые из ближневосточных государств, в первую очередь - в Ирак).

    Наряду с Западной Сибирью - традиционным основным добывающим нефтегазовым регионом России, на ее карте появятся новые, в том числе ориентированные на экспорт, районы добычи нефти и газа на Дальнем Востоке (Сахалин), в Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение в Иркутской области и др.), на севере Европейской части страны (Тиман-Печора).

    В результате российские нефть и газ придут на дальневосточный рынок. Освоение проектов на шельфе острова Сахалин предусматривает поставку нефти и СПГ на рынки Японии, Кореи, Тайваня. На сегодня в стадии освоения находятся два сахалинских проекта:

  • "Сахалин-1" - компании Роснефть-Сахалинморнефтегаз (Россия), Экссон (США), Содеко (Япония) осваивают месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги,
  • "Сахалин-2" - компания Сахалин Энерджи, образованная консорциумом фирм Маратон (США), Мицуи и Мицубиси (Япония) и Ройял-Датч/Шелл (Великобритания-Нидерланды), осваивает месторождения Пильтун-Астохское и Лунское.

    Проведен конкурс по блоку "Сахалин-3" (победители - американские компании Экссон, Тексако и Мобил). Всего на шельфе Сахалина намечено для освоения по крайней мере 8 конкурсных участков.

Основные направления экспортных поставок нефти и газа (в виде СПГ) сахалинских проектов:

  • на быстрорастущий рынок Юго-Восточной Азии (для обеспечения окупаемости этих проектов, разрабатываемых на принципах проектного финансирования) и
  • на российский Дальний Восток, испытывающий острый дефицит углеводородного топлива (сегодня жидкое топливо доставляется на два дальневосточных НПЗ - в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре - по железной дороге из Западной Сибири, а небольшие количества газа - по газопроводу с севера Сахалина).

    Другим источником поставок газа из России на рынок ЮВА может быть газ Ковыктинского и других восточносибирских месторождений. Поставки предположительно будут осуществляться по трубопроводу на север и северо-восток Китая и в Корею (работы над ТЭО проекта начаты в рамках двусторонней межправительственной комиссии).

    Таким образом, государства БСВ на традиционных для себя рынках получат в лице России еще одного конкурентного поставщика как на рынке нефти, так и СПГ. Вторым станет Каспий.

    Все прикаспийские государства ведут активные поисково-разведочные работы на шельфе с привлечением международных нефтяных компаний, несмотря на то, что окончательное решение проблемы делимитации Каспия на межгосударственном уровне пока не достигнуто. Нерешенность этой проблемы и возникающие вследствие этого политические разногласия (один из недавних примеров такого рода - туркмено-азербайджано-российский конфликт вокруг месторождения Кяпаз или Сердар, оно же Промежуточное) могут замедлить, но не остановить процесс интенсивного освоения нефтегазовых ресурсов шельфа Каспийского моря.

    Так, в одном лишь Азербайджане - наиболее активно осваивающем нефтегазовые ресурсы Каспийского шельфа, на сегодня уже подписано около дюжины соглашений на разведку и добычу нефти и газа с консорциумами иностранных компаний (первые восемь подписанных проектов - "Азери, Чираг, Гюнешли", "Карабах", "Шах-Дениз", "Дан-Улдузу - Ашрафи", "Ленкорань - Талыш-Дениз", "Апшерон", "Нахчыван", "Огуз").

    Наряду с международными нефтяными компаниями происходит интенсивное проникновение и российских нефтяных компаний в этот район. Пока здесь "закрепились" только Лукойл и, отчасти, Роснефть. Однако процесс этот будет столь же интенсивно (с поправкой на мировой нефтяной и финансовый и российский политический кризисы) продолжаться. На подходе - ЦТК, Юкос и другие компании.

    Существует несколько причин активной экспансии российских компаний в этот район, помимо исторических связей нефтяных комплексов государств СНГ и национальных корней их руководителей. Во-первых, стремление к снижению издержек и облегчению выхода на мировые рынки. Некоторое время назад Лукойл объявил о намерении довести до 25% долю нефти компании, добываемой за пределами России. Постановка такой задачи вызвана непрекращающимся ростом издержек добычи нефти на "старых" месторождениях Западной Сибири, на фоне которого участие в освоении новых месторождений Каспийского шельфа может затормозить или даже остановить рост издержек в среднем по компании. С другой стороны, вкладывая деньги в добычу нефти за рубежом, Лукойл и другие компании уходят таким образом от запретительного российского налогообложения и повышают рентабельность своей производственной деятельности в целом по компании.

    Перемещение нефтяных операций на периферию российской территории (Сахалин, Тиман-Печора) и/или за ее пределы (Каспий) решает еще одну важную задачу повышения эффективности этих операций для российских нефтяных компаний - у них появляется возможность получить доступ к альтернативным путям транспортировки и/или отказаться от монопольных и потому дорогостоящих услуг Транснефти по перекачке добываемой этими компаниями в России нефти.

    Завышенные (поскольку являются безальтернативными) тарифы этой государственной естественной монополии не только перекладывают на потребителя финансирование инвестиционных программ компании, но и включают, на наш взгляд, элементы косвенного налогообложения пользователей ее услугами, избежать которых невозможно при перекачке нефти из Западной Сибири в любом направлении. При доставке ее, например, в Новороссийск, транспортная составляющая "съедает" 23-24 долл./тонну. Поэтому, сокращение (отсутствие) необходимости пользоваться услугами Транснефти за счет перемещения нефтедобычи на периферию Российской территории и/или за ее пределы будет уменьшать производственные издержки нефтяных компаний на весьма существенную величину.

    При освоении месторождений Каспия уменьшение протяженности путей транспортировки нефти на мировой рынок по сравнению с западносибирской нефтью (экономия на транспортном тарифе) будет означать для компаний в рамках неизменных бюджетных расходов возможность дополнительного вовлечения в рентабельную разработку более дорогостоящих каспийских месторождений – при сохранении их конкурентоспособности у потребителя с той же западносибирской нефтью. Но только в том случае, если маршруты транспортировки каспийской нефти будут подразумевать наличие путей, проходящих не только через российскую территорию и/или подконтрольных не только одной компании (Транснефть). Таким образом, российские нефтяные компании, ведущие освоение каспийских месторождений, объективно заинтересованы в наличии альтернативных путей транспортировки для создания конкуренции транспортных систем и уменьшения своих транспортных издержек.

    Следовательно, проблема транспортировки каспийской нефти заключается не столько в нахождении альтернативы "чеченскому" маршруту (наиболее широко дискутировавшаяся до недавних пор проблема), сколько в более широкой диверсификации путей транспортировки - в том числе и не проходящих по российской территории. В этом объективно заинтересованы российские нефтяные компании. И в этом вопросе их интересы объективно расходятся с интересами российского государства.

    Поэтому интересы российских компаний простираются еще дальше на юг - в сторону Ирака и других нефтедобывающих стран БСВ, заинтересованных в наращивании своих производственных возможностей. Проникновение в Ирак российских компаний осуществляется по двухэтапной схеме:

       первый этап - поставки иракской нефти на мировой рынок в рамках программы ООН "нефть - продовольствие", в ходе реализации которой уже почти десяток российских фирм получили квоты на продажу иракской нефти;

       второй этап - расширение присутствия закрепившихся на иракском рынке компаний (от торговли нефтью к инвестициям в добычу нефти и газа). Наиболее широкую известность получило участие Лукойла и других российских компаний в проекте Западная Курна.

    С ростом добычи нефти на Каспии и наращиванием проникновения российских компаний как в этот район, так и в страны, лежащие к югу от Каспия, будет расти значение БСВ как транзитного региона, поскольку именно южное направление (по трубопроводам до терминалов Персидского залива) является самым коротким путем доставки каспийской нефти на продолжающий оставаться наиболее быстрорастущим несмотря на все потрясения, связанные с мировым нефтяным и финансовым кризисом, рынок ЮВА.

    Таким образом, в перспективе дополнительные потоки конкурентной нефти и газа могут пойти на рынок ЮВА сразу по двум встречным направлениям: с российского Дальнего Востока и из района Каспия через сам БСВ. Если конечно страны БСВ не попытаются путем запретительной тарифной политики (за транзитную прокачку) ослабить конкурентное давление каспийских углеводородов на традиционные экспортные рынки государств БСВ.

    Особенно усилится конкуренция поставщиков на западноевропейском рынке (см. рис. 2). Освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции (а затем и Штокмановского газоконденсатного месторождения) приведет к росту поставок углеводородов на рынок Северо-Западной Европы как танкерами (проект "Северные ворота"), так и по трубопроводам (Балтийская Трубопроводная Система) через новые нефтяные терминалы на российском побережье Балтики (бухта Батарейная и др.). Туда же через страны Центральной Европы по "белорусскому коридору" (стремление уменьшить зависимость от транзита через Украину) придет газ Ямала и, возможно, часть Тиман-Печорской и западносибирской нефти.

    Нефть (независимо от ее происхождения), отгружаемая через черноморские порты России, усилит конкуренцию на рынке Южной Европы. При этом проблема проливов Босфор и Дарданеллы может быть отчасти решена строительством обходных трубопроводных путей доставки через территорию Болгарии и Греции. Каспийская нефть, доставляемая в порты восточного средиземноморья через территорию Турции, также усилит конкуренцию на рынке Южной Европы.

    Таким образом, в ближайшие годы следует ожидать обострения конкуренции для нефти и газа стран БСВ на рынках Западной Европы и ЮВА со стороны России и государств Каспийского региона. Победителем в конкурентной борьбе окажется тот, кто сможет предложить устойчивые поставки с наименьшими издержками добычи и транспортировки.

    Предварять обострение конкуренции на рынке нефти и газа будет уже развернувшаяся конкурентная борьба указанных трех регионов (Россия, Каспий, БСВ) на международном рынке капиталов - борьба за инвестиции в освоение весьма капиталоемких нефтегазовых проектов.

    Масштабы инвестиций, как будет показано далее, впечатляют. Следовательно, борьба за эти инвестиции будет острой. Победителем в этой конкурентной борьбе окажутся те страны, которые смогут предложить потенциальным инвесторам наиболее благоприятные, стабильные и предсказуемые условия осуществления инвестиционной деятельности.

    Изложенное предопределило постановку основных задач настоящей работы: оценить издержки добычи и транспортировки Каспийской нефти по различным маршрутам на основные рынки ее потребления, а также оценить спрос на инвестиции в освоение Каспийской нефти и возможность его удовлетворения. Остальные задачи настоящего исследования носят вспомогательный характер.