6. Перспективы изменения спроса на нефть в Европе и Азии


Сегодня в Восточном полушарии (на рынки которого и будет поставляться каспийская нефть) существуют два основных рынка потребления жидкого топлива - азиатско-тихоокеанский регион (АТР) и Западная Европа, каждый из которых потребляет примерно одинаковое количество нефти (соответственно, 800 и 750 млн.тонн в 1995 г.). В начале будущего века спрос на нефть в мире, и в указанных регионах в частности, будет иметь устойчивую тенденцию к росту. Особенно динамичным будет оставаться рост потребления в Азии. Согласно прогнозам Международного Энергетического Агентства (МЭА) [19], к 2010 г. (к этому времени открываемые каспийские месторождения могут быть выведены на максимум добычи) прирост годового потребления жидкого топлива в Европе может составить около 80 млн т, в то время как в Азии - более 500 млн т (см. табл. 4). С учетом снижения добычи на действующих месторождениях указанных регионов, нетто-прирост спроса на нефть (прирост потребления плюс компенсация снижения собственной добычи в регионе) будет более значительным, особенно в Европе. Пик добычи нефти в Северном море будет достигнут приблизительно в 2000 г., после чего начнется ее падение. К 2010 г. это падение может обеспечить ещё порядка 80 млн т прироста спроса на нефть в регионе. Таким образом, общий прирост спроса в Европе составит к этому времени примерно 160 млн т/год (табл. 4). Аналогично, внутренняя добыча в Азии (без учета Каспия) может снизиться за 1995-2010 гг. примерно на 40 млн.т, увеличивая на эту величину прирост спроса на нефть в регионе, нетто-величина которого к 2010 г. приблизится к 600 млн.т. В последующие годы указанный разрыв между регионами еще более увеличится.

В итоге нетто-прирост спроса на нефть в Азии к 2015 г. в 3.3 раза (почти 800 млн.тонн против 240) превысит чистый прирост спроса на нефть в Западной Европе. Особенно наглядно сравнительная динамика спроса на нефть видна на рис. 7.

Чистый прирост спроса на нефть в Западной Европе после 2010 г. более чем на 50% будет определяться необходимостью возмещения выбытия североморской нефти (то есть замещением сложившихся нефтяных потоков с их характеристиками – плотность, сернистость и т.п. – на действующие НПЗ), в то время как на азиатском рынке 95% прироста спроса будут вызваны расширением потребления (т.е. потребуют создания новых производственных мощностей переработки и потребления под новые нефтяные потоки). Таким образом, в случае направления каспийской нефти на Запад (в Европу) возникает дополнительная проблема (увеличивающая издержки потребления каспийской нефти на этом рынке) приведения в соответствие технологической структуры западноевропейских НПЗ, настроенных на потребление более тяжелых, чем каспийские сорта, ближневосточных нефтей, и физико-химических свойств каспийской нефти. В случае реализации "восточных" сценариев поставок каспийской нефти, такая проблема не возникает, поскольку технологическая структура новых азиатских НПЗ будет изначально ориентирована на физико-химический состав поставляемой нефти.