11. Спрос на инвестиции в добычу и транспортировку каспийской нефти и возможности его удовлетворения: основные сценарии


Проведенные нами расчеты показали, что совокупный уровень спроса на инвестиции только в первую фазу освоения каспийской нефти может составить не менее 60-70 млрд.долл. (отметим: речь идет о "нижней планке" уровня инвестиционного спроса новых нефтяных проектов Каспийского региона, поскольку – в силу изложенных ограничений - мы проводили наши расчеты не для всей совокупности каспийских проектов и только для двух каспийских государств). Более 80% указанных средств будет направлено в добычу каспийской нефти (примерно равными долями в азербайджанский и казахский сектора), остальное – в системы ее транспортировки (см. табл. 14).

Каковы перспективы удовлетворения этого спроса? Отметим, что вопрос этот следует рассматривать в двух плоскостях:

  • с одной стороны, оценить перспективы удовлетворения совокупного инвестиционного спроса (исходя из среднегодовых его значений) и,
  • с другой стороны, оценить перспективы прохождения пикового спроса на инвестиции в освоение каспийской нефти (исходя из реальной динамики инвестиционного спроса, обусловленной характеристиками конкретных проектов).

В первой половине – середине 90-х гг. инвестиции в разведку, разработку и добычу нефти в мире составляли в среднем 80 млрд.долл. ежегодно [34, 35]. В соответствии с исследованием перспектив финансирования мировой энергетики, выполненного под эгидой Мирового Энергетического Совета (МИРЭС) [34], уровень ежегодных капиталовложений в указанные сферы нефтяного бизнеса в период 1996-2001 гг. составит 100-120 млрд.долл. или 600 млрд.долл. в целом за пятилетний период. Из этой суммы примерно 400 млрд.долл. будет потрачено международными нефтяными компаниями, 100 млрд.долл. – странами ОПЕК и остальные 100 млрд.долл. – государствами СНГ, Китаем и другими странами.

Понятно, что потенциальная конкурентная "инвестиционная ниша", в рамках которой могут быть найдены необходимые объемы финансирования каспийской нефти, будет существенно меньше указанных 600 млрд.долл. В основном это будут инвестиции первой группы инвесторов – международных нефтяных компаний. Большинство государств ОПЕК (второй группы инвесторов) проводят политику по финансированию своей нефтедобычи за счет средств, полученных собственными национальными нефтяными компаниями, то есть за счет самофинансирования. Плюс к этому маловероятно, чтобы страны ОПЕК инвестировали в наращивание нефтедобычи явного потенциального конкурента, каковым для них является Каспий. Финансы третьей группы инвесторов, представленные главным образом государственными финансами, будут в значительной мере направлены на наращивание собственной нефтеразведки и нефтедобычи этих стран (пожалуй, за исключением Китая, активно инвестирующим во внешние источники поставок нефти в страну) исходя из задач их внутренней экономической политики . Поэтому конкурентная ниша, в рамках которой может идти борьба за инвестиции в каспийскую нефть, может составить порядка 450 млрд.долл. на пятилетний период или около 90 млрд.долл./год.

Если оценивать перспективы удовлетворения совокупного спроса на инвестиции в каспийскую нефть в целом за период, то доля региона в мировом объеме капиталовложений в разведку, разработку и добычу нефти (т.н. upstream) – без транспортировки - может составить порядка 7-8% (суммарная продолжительность инвестиционного цикла по освоению каспийской нефти составляет примерно 10 лет, таким образом 60-70 млрд.долл. необходимо соотносить с величиной ожидаемых капиталовложений в мировую нефтедобычу, из которых будет финансироваться освоение Каспия, за десятилетие, т.е. примерно с 900 млрд.долл.). Эта доля почти в три раза превышает долю всех стран каспийского региона в мировых доказанных извлекаемых запасах нефти. А такое соотношение может уже существенно ограничивать перспективы организации проектного финансирования освоения каспийских месторождений, поскольку означает, что возможности обеспечения привлекаемых заемных средств за счет внутренних ресурсов самого проекта составляют всего порядка 1/3, если исходить из естественного стремления международных нефтяных компаний как стратегических, а не спекулятивных инвесторов, проводить сбалансированную политику капиталовложений в разные регионы для уравновешивания рисков и ожидаемых доходов в целом по компании. Иначе говоря, в целях оптимизации рисков финансирования, осуществляемого нефтяными компаниями в основном за счет заемных средств, доля региона в мировых капиталовложениях не должна существенно отличаться от его доли в мировых доказанных запасах. (Напомним при этом, что величина доказанных извлекаемых запасов месторождения эквивалентна накопленной добыче за весь срок реализации проекта, которая - плюс право пользования недрами - в свою очередь может быть использована в качестве наиболее ликвидного актива для обеспечения/залога под привлекаемые для освоения месторождения кредитные ресурсы).

Как известно, проблема "прохождения пиков" является одной из наиболее трудных экономических задач. Пик инвестиций в первую фазу освоения каспийской нефти придется на начало-середину следующего десятилетия.

На рис. 13 представлены результаты расчетов динамики спроса на инвестиции в новые проекты по добыче нефти на Каспии и в конкурентные проекты в России (Тиман-Печора и Сахалин), в соответствии с которыми пик инвестиционного спроса на разработку и добычу нефти в Азербайджане (первая фаза) приходится на 2001 г. (6 млрд.долл./год), в Казахстане – на 2004 г. (7 млрд.долл./год). Общий пик спроса на инвестиции в добычу на Каспии приходится на 2003-04 гг. Расчетная величина пикового спроса составляет 8-9 млрд.долл., что эквивалентно 10-11% от фактического годового объема капиталовложений в мировую нефтедобычу (upstream) в 90-е гг. или около 10% от ожидаемого в ближайшей перспективе годового объема инвестиций в мировую нефтедобычу (80-90 млрд.долл./год), в пределах которого может происходить конкурентная борьба между основными нефтедобывающими странами за капиталовложения. Это еще больше увеличивает разрыв между долей региона в мировых доказанных запасах (т.е. в будущей накопленной добыче) и в мировых инвестициях в разведку и добычу нефти, то есть еще больше ухудшает перспективы и утяжеляет параметры проектного финансирования добычи нефти на Каспии в расчетных масштабах.

По мере замедления (отсрочек) с началом реализации проектов по вводу в разработку новых каспийских месторождений, пиковые значения совокупных уровней спроса на инвестиции в освоение Каспия будут несколько снижаться, облегчая (относительно удешевляя) обеспечение финансирования каспийских нефтяных проектов.

Принимая во внимание удаленность Каспийского региона от основных центров потребления жидкого топлива и необходимость при любом сценарии освоения Каспия строительства протяженных магистральных нефтепроводов, объем инвестиций в транспортировку каспийской нефти, наряду с инвестициями в ее добычу, также будет являться критическим показателем при определении масштабов освоения нефтегазовых ресурсов в этом регионе: для различных сценариев первой фазы освоения каспийской нефти соотношение инвестиций в ее добычу и в ее транспортировку составляет от 7:1 до 4:1 (см. табл. 14). По мере ввода в разработку месторождений второй фазы (пять азербайджанских проектов, не учтенных в расчетах настоящего этапа исследования, по которым подписаны соглашения с инвесторами, незаконтрактованные месторождения и т.д.) доля капиталовложений в транспортировку в совокупных инвестициях будет несколько снижаться, так же как будет она снижаться по мере замедления (отсрочек) с началом реализации проектов по вводу в разработку новых каспийских месторождений.

Следовательно, критическую массу инвестиций в освоение каспийской нефти (с точки зрения возможности обеспечить реальным финансированием этот инвестиционный спрос) будут создавать как добыча, так и транспортировка.

Мы просчитали уровни и динамику спроса на инвестиции в добычу и транспортировку каспийской нефти в соответствии со сценариями ее спроса/предложения, представленными в табл. 5-1, 5-2, 5-3. Результаты расчетов представлены на рис. 14, рис. 15, рис. 16, рис. 17 (сценарий 1, соответствующий сценарию спроса/предложения каспийской нефти, представленному в табл. 5-1), рис. 18, рис. 19, рис. 20, рис. 21 (сценарий 2, таблица 5-2) и рис. 22, рис. 23, рис. 24, рис. 25 (сценарий 3, табл. 5-3).

Из данных этих рисунков следует, что максимальный уровень спроса на инвестиции в добычу и транспортировку каспийской нефти по первому сценарию приходится на период 2001-2004 гг. в объемах 8.5-9 млрд.долл./год (см. рис. 16). По второму сценарию – на период 2001-2004 гг. в объемах 9.5-10 млрд.долл./год (см. рис. 20). По третьему сценарию – на период 2001-2004 гг. в объемах 9-10 млрд.долл./год (см. рис. 24).

Расчеты показали, что инвестиции в транспортировку в целом по Каспию не будут существенно увеличивать уровни "пиковых значений" совокупного (добыча плюс транспортировка) спроса на инвестиции. Однако, если такая проблема в рамках рассмотренных сценариев не стоит перед Казахстаном (инвестиции в транспортировку осуществляются раньше, чем наступает пик инвестиционного спроса в добычу - см. рис. 15), то для Азербайджана эта проблема весьма существенна, поскольку фаза инвестирования в транспортные схемы (результат применения концепции множественности маршрутов доставки) накладывается на пик инвестиционного спроса в добычу нефти (см. рис. 14).

Тем не менее, проблема прохождения "пика инвестиционного спроса" остается весьма острой. На наш взгляд, даже во время первой фазы освоения каспийской нефти будут иметь место серьезные трудности с нахождением достаточного финансирования на приемлемых условиях. Возможно, что какая-то часть прорабатываемых сегодня каспийских проектов просто не сможет быть профинансирована в нынешних условиях и поэтому будет долго оставаться на различных стадиях уточнения оценок запасов, пересчета ТЭО, проведения дополнительных переговоров и т.п., чтобы дать возможность нефтяным компаниям, не начиная финансирования, по крайней мере вывести жизненные циклы таких проектов из фазы депрессивного спроса на нефть на мировом рынке. Наложение на депрессивное состояние мирового нефтяного рынка глобального финансового кризиса еще более удлинит период неопределенности оптимальных масштабов освоения и параметров финансирования каспийской нефти.

Из данных расчетов следует еще один вывод: чем раньше будут нефтяные компании стремиться выводить каспийскую нефть на рынок, тем больше проблем это будет создавать для них как со стороны баланса спроса/предложения нефти (раннее наращивание добычи создает избыток ее предложения с понижательным давлением на цены), так и с точки зрения обеспечения пиковых значений инвестиционного спроса (раннее наращивание добычи создает дополнительный опережающий спрос на инвестиции и, как следствие, ведет к удорожанию цены заимствований или вообще к частичному неполучению финансирования в условиях низких цен и при завышенной доле Каспия в инвестиционном спросе). Таким образом, инвестиционные ограничения говорят в пользу еще более медленного, постепенного освоения Каспия, чем это представлено в сценариях первой фазы его освоения и тем более, чем это представлено в "официальных" прогнозах уровней добычи нефти в регионе.

Как соотносятся уровни и объемы спроса на инвестиции в каспийскую нефть и в конкурентные нефтяные проекты?

Систематизированная оценка спроса на инвестиции по основным нефтедобывающим регионам в печати отсутствует (по крайней мере, такие исследования нам не встречались). Поэтому приведем некоторые последние (из числа опубликованных) несистематизированные их оценки, дающие представление хотя бы о порядке этих цифр, скажем, для государств ОПЕК, России и мирового шельфа.

ОПЕК. По оценке [36], странам ОПЕК для поддержания текущих объёмов добычи в 1995-2000 гг. требуется 250 млрд долл., а для выхода на уровень добычи 2.1 млрд. т/год - ещё 108 млрд долл., т.е. в итоге порядка 70 млрд.долл./год, что, на наш взгляд, абсолютно нереалистично, поскольку почти эквивалентно годовому объему капиталовложений в мировой нефтяной промышленности, однако, тем не менее, обозначает одну из оценок масштаба инвестиционного спроса со стороны основных нефтедобывающих государств.

По мнению лондонского Королевского Института Международных Отношений [31], большинство нефтедобывающих государств резервируют возможности финансирования своей нефтедобывающей промышленности для собственных национальных (государственных) нефтяных компаний, что, в соответствии с прогнозом МИРЭС [34], сужает зону инвестиционного предложения для ОПЕК до 100 млрд.долл. за пятилетие или примерно до 20 млрд.долл./год.

По оценке лондонского Центра Глобальных Энергетических Исследований [37], на поддержание добычи в период 1993-2000 гг. шести основным странам ОПЕК зоны Персидского залива (Ирак, Иран, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия) требуется 29.6 млрд.долл., а на наращивание пиковых мощностей по добыче на 335 млн.т/год (на 6.7 млн.барр/сут. пиковой мощности) за тот же период – еще 23.4 млрд.долл. Итого: 53 млрд.долл. [38] или 6.5 млрд.долл./год.

Россия. По нашим расчетам, спрос на инвестиции в конкурентные для каспийской нефти проекты в России (Тиман-Печора и Сахалин) составляет 42 млрд.долл. (см. табл. 16) или порядка 3.5-4.0 млрд.долл./год (см. рис. 13).

Совокупный уровень спроса на инвестиции только в те нефтегазовые проекты России, которые Правительство РФ готово было предложить инвесторам для разработки на условиях соглашений о разделе продукции, составляет, по нашей оценке, 130-140 млрд.долл. или от 13-14 до 22-23 млрд.долл./год [27].

Шельф. По оценке [39], в период 1997-2001 гг. совокупный объем общемировых капиталовложений в разведку и добычу нефти на шельфе составит почти 200 млрд.долл., то есть порядка 40 млрд.долл. ежегодно.

И так далее…

Понятно, что в полном объеме инвестиционный спрос ни одного из нефтедобывающих регионов (старых или новых) удовлетворен быть не может. Поэтому встает вопрос о том, за счет каких именно регионов и в каких объемах будет осуществляться прирост добычи, то есть куда и в каких количествах будут в конечном итоге направлены потоки финансовых ресурсов. В этих условиях Каспийский регион является всего лишь одной из рассматриваемых альтернатив.

Из данных табл. 14 следует, что только первая фаза освоения каспийской нефти и конкурентных ей новых российских проектов (105-110 млрд.долл.) выходит на величину инвестиционного спроса, близкую к прогнозируемому на ближайшие годы мировому его уровню (до 120 млрд.долл./год).

Отсюда со всей очевидностью напрашивается вывод: даже первая фаза освоения каспийской нефти в требуемых объемах инвестиций, скорее всего, не сможет быть профинансирована.

Как уже отмечалось выше, представляется маловероятным, что регион с доказанными запасами, не превышающими 3% от мирового уровня, сможет привлечь столь значительные суммы инвестиций, относительный уровень которых к мировому объему капиталовложений в разведку и добычу (рассматривая как совокупный объем необходимых инвестиций, так и, особенно, их пиковые годовые значения) в 3-4 раза превышает долю этого региона в мировых запасах - слишком велики и необоснованны будут риски финансирования совокупности рассматриваемых проектов при явной угрозе обвала мирового рынка в случае их реализации, в результате чего расчетная окупаемость инвестиций в эти проекты может (в финансовом смысле) не наступить никогда.