Таблица 10. Основные плюсы и минусы трех главных маршрутов для транспортировки азербайджанской нефти в Европу по оценке Азербайджанского Международного Операционного Консорциума в изложении журнала “Рашн Петролеум Инвестор”.

Нефтепровод

Плюсы

Минусы

Баку-Джейхан,
1500 км,
3-3.5 млрд.долл.
  1. Напрямую связывает каспийский терминал в Сангачалы, Азербайджан, с терминалом в Джейхане, Турция.
  2. Проект поддерживается правительствами Турции и США.
  3. Поставки азербайджанской нефти на рынки Средиземноморья осуществляются по наиболее короткому маршруту.
  1. Не поддерживается Россией и поэтому будет обострять конфликт по вопросам правового статуса Каспия.
  2. Подвержен актам саботажа и возможно прерывание поставок вследствие близости азербайджано-армянского фронта и очагов напряженности на турецкой территории, населенной курдами.
  3. Требует наибольших капиталовложений.
Баку-Новороссийск,
1411 км,
2.3 млрд.долл.
  1. Поддержка России устраняет препятствия для свободного пропуска азербайджанских судов через канал Волго-Дон, который является выходом к открытым морям из Каспия.
  2. Укрепляет азербайджанские позиции в разрешении нагорно-карабахского конфликта (поскольку России придется занять нейтральную позицию в конфликте и прекратить поддержку армянской стороны) и определении правового статуса Каспийского моря.
  3. Требует относительно небольших капиталовложений
  1. Предусматривает танкерные поставки по чрезмерно загруженному проливу Босфор.
  2. Предусматривает смешивание азербайджанской нефти с российской нефтью более низкого качества.
Баку-Супса,
926 км,
1.2 млрд.долл.
  1. Поставляет азербайджанскую нефть на мировой рынок не смешивая ее с другими нефтями.
  2. Требует наименьших капиталовложений.
  1. Предусматривает танкерные поставки через турецкие чрезмерно загруженные черноморские проливы.
  2. Подвержен актам агрессии и саботажа со стороны абхазских сепаратистов и грузинской мафии.
  3. Не поддерживается Россией и поэтому будет обострять конфликт по вопросам правового статуса Каспия.

Источник: “Russian Petroleum Investor”, February 1998, p.28.