ИСТОРИЯ ВОПРОСА


НГК, как любой объект, особенно связанный с освоением природных ресурсов, в своем развитии проходит закономерные стадии, вызванные объективными причинами. Каждая стадия требует своей стратегии и тактики, своих законодательных и управленческих решений. Российский, а ранее советский НГК на протяжении всей своей истории придерживался одной доминирующей стратегии – от уже освоенных территорий к новым, более богатым, с неуклонным значительным ростом производства продукции.

Первые тревожные сигналы о накапливающихся в комплексе проблемах и негативных тенденциях его развития прозвучали в середине 70-х годов. Они содержались в записке тогдашнего Министра нефтяной промышленности СССР В.Шашина. Министр писал, что чем больше мы сегодня добываем, тем шире нужно разворачивать разведку в новых регионах, готовить их к освоению в преддверии естественного спада добычи на разрабатываемых месторождениях; предостерегал, что если сегодня не начнем заниматься подготовкой запасов в новых регионах, то, учитывая высокую инерционность отрасли (период от открытия новых месторождений до ввода их в разработку составляет как правило 10-15 лет), просто не успеем это сделать, когда наступит спад добычи, который, в свою очередь, будет тем больше, чем выше текущий уровень добычи из месторождений-гигантов (Самотлор, Федоровское и др.). От его предостережений тогда попросту отмахнулись.

Поэтому «громом среди ясного неба» прозвучал некоторое время спустя прогноз ЦРУ США: советская нефтяная отрасль находится на пике своих возможностей и в середине 80-х годов начнется необратимое снижение ее добычи. Руководство страны фактически обвинило тогдашнего министра Мальцева в том, что он скрывает истинное состояние дел в отрасли. На самом деле, доклад ЦРУ только подтвердил опасения трезвомыслящей части отечественных специалистов, что непринятие заблаговременных решений, учитывающих объективные законы развития добывающих отраслей, неизбежно ведет к обвальному падению добычи со всеми вытекающими отсюда последствиями. И чем позже будут предприняты соответствующие меры, тем дороже они обойдутся.

В середине 80-х годов, когда прогноз ЦРУ фактически подтвердился и добыча в стране впервые сократилась, ценой неимоверных усилий и финансовых затрат удалось на короткий срок предотвратить долговременный спад. Однако с конца 80-х годов снижение добычи приобрело необратимый характер и было только усугублено структурными преобразованиями российской экономики в 90-е годы.

Таким образом, идея о необходимости учета в государственной политике России объективно обусловленных закономерностей развития комплекса имеет 25-летнюю историю, но вплоть до недавнего времени повсеместно игнорировалась. Хочется надеяться, что предстоящее заседание Правительства РФ окажется в этом отношении переломным.