МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТИ: ЭВОЛЮЦИЯ
МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
    В силу того, что мировой нефтяной рынок претерпевал постоянные изменения в сторону расширения многообразия своей внутренней структуры, со временем также менялся и механизм ценообразования на этом рынке, формула определения основных (базисных, маркерных) цен. Эти изменения в механизме ценообразования дают мне основания предложить следующую периодизацию развития мирового рынка нефти, начиная с зарождения международной торговли нефтью в начале века, выхода нефтяных монополий на международную арену. На мой взгляд, исходя из доминирующего на мировом рынке механизма ценообразования, можно выделить четыре этапа его развития:
    - до 1947 года;
    - с 1947 по 1971 годы;
    - с 1971 по 1986 годы;
    - с 1986 года по настоящее время.
    Эти четыре периода характеризуются следующими основными чертами (см. таблицу 2).
    Принцип ценообразования. Первые три этапа из приведенных в таблице 2 характеризуются картельным принципом ценообразования, однако на разных этапах это были разные картели с разным составом участников. На первых двух этапах "ценообразующий" картель состоял из семи вертикально-интегрированных крупнейших международных нефтяных компаний (Экссон, Мобил, Галф, Тексако, Стандард Ойл оф Калифорния (СОКАЛ) - все американские, Бритиш Петролеум - английская, Ройял-Датч/Шелл - англо-голландская; ряд исследователей полагают что МНК состоял из восьми компаний, включая в него также французскую Компани Франсез ду Петроль), на третьем этапе доминирующая роль в ценообразовании перешла к картелю, состовшему из 13 государств ОПЕК (Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Катар - Ближний и Средний Восток, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон - Африка, Венесуэла, Эквадор - Южная Америка, Индонезия - Юго-Восточная Азия).
    Только с 1986 года картельный принцип ценообразования - назначение цен ограниченной группой игроков по своему усмотрению, уступил место бирже, то есть некартельному принципу ценообразования, где цены устанавливаются в результате конкурентной борьбы двух противоборствующих групп огромного числа игроков по жестко регламентированной и прозрачной процедуре и отражают в каждый момент времени текущий баланс спроса и предложения с поправкой на систему сиюминутных конъюнктурных факторов экономического и политического характера, оценивающих многочисленные риски изменения ситуации на рынке нефти. Только с 1986 года, с моей точки зрения, начал реально действовать конкурентный принцип ценообразования за счет появления инструментов биржевой торговли и, вследствие этого, увеличения числа субъектов предпринимательской деятельности на рынке сверх критических параметров, то есть многократно превысив количество игроков хотя бы теоретически подлежащих (возможных для) картелизации.
    Кто устанавливает цены? До 1971 года на рынке повсеместно доминировали компании международного нефтяного картеля, в период 70-х-80-х годов в добывающей части нефтяного бизнеса (так называемый "апстрим" - от англ. Upstream) доминировали государства ОПЕК в лице своих государственных нефтяных компаний, в транспортировке, переработке и сбыте (так называемый "даунстрим" - от англ. Downstream) - продолжали доминировать международные и независимые частные нефтяные компании, а также государственные нефтяные компании стран-импортеров. Соответственно, изменилось число участников процесса ценообразования. Сначала это были 7 (или 8 - в зависимости от того: учитывать КФП или нет) компаний МНК, затем 13 государств ОПЕК, сегодня - это множество участников процесса ценообразования на бирже.
    Характер конкуренции. В период доминирования на рынке Международного нефтяного картеля конкуренция в основном была горизонтальной, между отдельными компаниями МНК и независимыми компаниями на рынках материнских стран. Вертикальной конкуренции между отдельными подразделениями этих компаний, как отмечалось выше, не было, поскольку их центры прибыли были размещены в политически стабильных, экономически устойчивых экономиках либо материнских - для этих нефтяных компаний - государств, либо в третьих странах. В любом случае - за пределами добывающих государств. Вертикальная конкуренция на рынке стала доминировать позже, в 70-е годы, после проникновения на рынки развивающихся стран и закрепления на них независимых нефтяных компаний и, особенно, после национализации активов международных нефтяных компаний нефтедобывающими странами и выхода на международную арену национальных нефтяных компаний этих государств, образованных на базе национализированных активов западных нефтяных компаний.
    Приобретя контроль над основными добывающими активами мировой нефтяной промышленности, страны ОПЕК превратились в 70-е годы в основного игрока на рынке нефти. Со сменой основного игрока на рынке сменился и доминирующий характер конкуренции, преобладать стала вертикальная конкуренция между национальными (в основном добывающими) компаниями стран ОПЕК (ибо созданы на основе добывающих активов вертикально-интегрированных международных компаний, расположенных в странах ОПЕК) и компаниями, действующими в сфере переработки, сбыта и т.п. Впоследствии на мировом нефтяном рынке активно происходили процессы диверсификации и глобализации деятельности его субъектов. В итоге произошло взаимопроникновение многих компаний в смежные виды деятельности либо в географическом, либо в технологическом плане, ранее четкие границы сфер деятельности стали более размытыми, произошло не столько замещение одного вида доминирующей конкуренции другим, сколько усиление и горизонтальной, и вертикальной конкуренции при их одновременном существовании. Поэтому в настоящее время происходит резкое усиление конкурентных процессов на нефтяном рынке. Основная конкуренция развертывается на рынке между государственными (национальными) и международными (частными) нефтяными компаниями. Как следует из данных таблицы 3, разведка и добыча углеводородов в мире ("апстрим") - преимущественно государственный бизнес, в нем безусловно доминируют государственные (национальные) нефтяные компании, контролируя более 90% запасов и свыше 70% - добычи нефти и газа.
    Переработка нефти ("даунстрим") контролируется в основном частными международными нефтяными компаниями, которые не могут полностью обеспечить свои НПЗ поставками сырья, добываемого внутри корпоративной структуры этих компаний, и поэтому основные "перерабатывающие" компании превратились в нетто-покупателей сырья. По данным компании ЭНИ, объем переработки нефти 12-ю крупнейшими мировыми "нефтеперерабатывающими" компаниями в 1.7 раза превышает объем добываемой ими нефти. В то же время, объем добычи нефти основными "добывающими" компаниями в 3.1 раза превышает принадлежащие им мощности по переработке и поэтому они превратились в нетто-продавцов сырья (см. рисунок 4).
    Национальные нефтяные компании сегодня контролируют доступ к ресурсам углеводородов и поэтому для них крайне важным является обеспечить себе гарантированный доступ на рынок. Международные нефтяные компании контролируют доступ к рынкам, поэтому для них крайне важным является обеспечить себе надежные поставки углеводородного сырья. Одной из основных характеристик "надежности" поставок сегодня является предсказуемость и прозрачность ценообразования, то есть возможность надежного прогнозирования компаниями своих (в первую очередь - расходных) бюджетов. Поэтому международные нефтяные компании, потеряв контроль над источниками поставок углеводородов, были заинтересованы в "вырывании из рук" государств ОПЕК ценообразующих рычагов и в формировании такого механизма ценообразования, который отвечал бы интересам покупателей сырья, в категорию которых попали сами международные нефтяные компании.
    В целом мировой нефтяной рынок остается рынком с высокой степенью концентрации и монополизации: как следует из данных рисунка 4, на долю 24-х крупнейших нефтяных компаний (12-ти крупнейших "добывающих" и 12-ти крупнейших "перерабатывающих") приходится 61% мировой добычи и 45% - переработки нефти. По другим данным, на 10 крупнейших частных компаний приходится 16% мирового объема добычи нефти, но такая же доля рынка нефтепродуктов принадлежит всего трем нефтяным гигантам.
    Некоторые аспекты усиления конкурентной борьбы на рынке - в частности технологические и геополитические аспекты - применительно к России будут более подробно рассмотрены ниже.
    Динамика спроса. На первых двух отображенных в таблице 2 этапах, мировая экономика характеризовалась интенсивным и устойчивым ростом спроса на жидкое топливо. Это был период интенсивно растущего рынка нефти, когда его реформирование (формирование новой структуры управления рынком) было адекватно переделу "увеличивающегося пирога" в интересах узкой группы крупных компаний. В это время переделы рынка происходили, когда масштабы его динамичного развития перерастали возможности эффективной организации структуры рынка в интересах доминирующей на нем группы игроков и в результате проникновения (вторжения) на него новых хозяйствующих субъектов, требовавших своей части растущего бизнеса. Растущая динамика спроса обеспечивала возможность ключевым игрокам на этих этапах делиться с новичками приростами бизнеса, но не перераспределять "правила игры" во всем бизнесе.
    На этапе 1971-86 г.г. были периоды как роста (до начала 80-х годов), так и снижения спроса (в первой половине 80-х годов). На этом этапе новых сегментов рынка становилось явно недостаточно для удовлетворения притязаний вторгающихся на него свежих игроков без пересмотра сложившейся на рынке расстановки действующих сил. К тому же изменения, произошедшие в системе международных отношений, усиление позиций развивающихся стран в системе ООН (в первую очередь, признание "Нового Международного Экономического Порядка" и другие изменения в системе международного права в пользу признания суверенитета развивающихся государств над своими природными ресурсами) вызвали требования принимающих государств пересмотреть условиях действующих концессионных соглашений с нефтяными компаниями. В этих условиях ограничиться перераспределением "приростов бизнеса", как это было ранее, зачастую было уже невозможно. Все это потребовало пересмотра "правил игры" во всем бизнесе, а не только в приращиваемых его частях, поскольку временами эти приросты были отрицательными.
    Феномен снижения абсолютных объемов спроса на жидкое топливо в начале 80-х годов объясняется следующим. После первых нефтяных кризисов начала 70-х годов промышленно развитые страны-импортеры жидкого топлива искали ответ на рост цен на нефть ОПЕК в ослаблении зависимости от ее поставок как путем диверсификации источников нефтеснабжения, так и за счет наращивания отечественной добычи для вытеснения поставок нефти ОПЕК из баланса энергоснабжения. (Автор придерживается концепции не двух, а трех нефтяных кризисов 70-х годов, разделяя точку зрения Ж.-М.Шевалье [5], что стартовый импульс необратимым изменениям на мировом рынке нефти был заложен не общеизвестным повышением цен 1973-74 годов, а уже во время первого, незамеченного многими исследователями, кризиса 1970-71 годов). Однако потребовалось очередное ценовое потрясение нефтяного кризиса 1979-80 годов, прежде чем энергоемкость (и, особенно, нефтеемкость) ВВП промышленно развитых стран пошла резко вниз. Таким образом, с каждым последующим нефтяным кризисом, по мере нарастания глубины "нефтяных" проблем в мировой экономике, происходило последовательное замещение нефти ОПЕК в потреблении промышленно развитых государств:
    сначала - наращиванием импорта нефти из других источников;
    затем - наращиванием собственной добычи нефти,
    затем - наращиванием потребления других углеводородов (газа),
    затем - наращиванием потребления других энергоресурсов (угля, электроэнергии),
    затем - наращиванием потребления других производственных ресурсов (труда, капитала).
    Изменение соотношения различных факторов, действующих как в сторону роста, так и в сторону снижения потребления жидкого топлива, привели к временному снижению объемов его потребления (и спроса на него) в начале 80-х годов. Впоследствии факторы, действующие в сторону роста энергопотребления, продолжали преобладать (более подробно этот вопрос рассматривался автором в [6-8]).
    С середины 80-х годов происходит замедленный рост мирового спроса на жидкое топливо. Однако механизм современного устройства рынка, на мой взгляд, был актуализирован в период именно отрицательных приростов спроса на жидкое топливо, когда многократно возросшее к тому времени число игроков на нефтяном рынке было особенно заинтересованы в таком его устройстве, при котором в максимальной степени учитывались бы их интересы. На мой взгляд, именно формирование неустойчивой динамики спроса на жидкое топливо явилось одним из важнейших факторов формирования сегодняшней, наиболее справедливой (то есть отражающей интересы максимального числа участников рынка) структуры нефтяного рынка и механизмов ценообразования на нем.
    Динамика издержек. Этот вопрос будет подробно рассмотрен ниже. С моей точки зрения, высокие уровни и неблагоприятная динамика издержек являются для российской нефтяной промышленности одним из важнейших параметров возможной утраты конкурентоспособности на мировом рынке нефти, а следовательно, и на рынке инвестиций в нефтяную промышленность. Причина этого - в слабой восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса для снижения издержек. С одной стороны - это рецидив старой "советской" системы хозяйствования. С другой стороны, когда сумма издержек и налогов российских нефтяных компаний зачастую превышает валовую выручку, для многих из них инвестиции в НТП (в снижение издержек) являются много менее эффективными, чем "инвестиции" в снижение налогов путем получения отдельных индивидуальных льгот и т.п. Как будет показано далее, до начала 70-х годов средние по миру издержки разведки и добычи снижались как результат однонаправленного действия НТП и природного фактора. После 1971 г. и вплоть до начала 80-х гг. ухудшение природных условий вводимых в разработку месторождений перевешивало действие НТП, следствие чего на этом этапе издержки росли. С начала 80-х годов во взаимодействии природного фактора и научно-технического прогресса воздействие последнего перевесило, и начался новый этап снижения издержек, которое продолжается и сегодня и, вероятно, будет продолжаться и далее.
    Маркерные сорта (для справки). Первоначально маркерным (эталонным) сортом в международной торговле была американская (сейчас - западнотехасская) нефть, поскольку США были основным экспортером, на рынке работали большей частью американские компании и формула ценообразования была привязана к ценам фоб Мексиканский залив.
    С наращиванием поставок нефти из зоны Персидского залива одним из международных маркеров стала легкая аравийская нефть (нефть крупнейшего в мире месторождения Гафар в Саудовской Аравии). Её маркерный характер определялся очень большим удельным ее весом (сегодня - 7%) в мировой добыче.
    В 1971-86 годах, в период доминирования ОПЕК на нефтяном рынке, маркерные сорта оставались прежними, но их значение для международной торговли поменялось: значение легкой аравийской нефти возросло, западнотехасской - упало. В этот период ценообразование на мировом рынке было привязано к ценам легкой аравийской нефти фоб Рас-Танура.
    В настоящее время имеются три основных маркерных сорта, соответствующих трем основным биржам на трех основных региональных рынках: западнотехасская нефть - для американского рынка, Нью-йоркской товарной биржи, Брент - для европейского рынка, Международной нефтяной биржи в Лондоне и Дубай - в основном для рынка азиатско-тихоокеанского региона, Сингапурской международной товарной биржи.
    Динамика и уровни цен. До 1947 года цены на нефть в текущем измерении держались на низком уровне и имели тенденцию к снижению. Затем, до начала 70-х гг., оставались практически неизменными в том же ценовом диапазоне - на уровне менее 2 долларов за баррель (см. рисунок 2).
    1971-86 г.г. - период сильных колебаний цен. В результате повышений нефтяных цен в 70-е годы, их уровень для легкой аравийской нефти в среднегодовом измерении и в текущем исчислении вырос с менее 2 долл./баррель еще в 1972 г. до почти 36 долл./баррель в 1980 г. Суточные же котировки нефти этого сорта в отдельные моменты в 1980 и 1981 гг. достигали 40 долл./баррель, после чего началось их постепенное снижение. К 1986 г. среднегодовые цены на легкую аравийскую нефть снизились на 1/5 (до 27,5 долл./баррель в 1985 г.).
    В 1986 году произошло резкое падение цен до уровня примерно 12 долларов за баррель в среднегодовом исчислении, суточные же котировки опускались ниже "психологической" отметки 10 долл./баррель. События 1986-го года получили известность как "нефтяной антикризис". В этом году ситуация на рынке нефти кардинальным образом изменилась.
    После повышения цен 70-х годов импортный спрос на жидкое топливо сокращался прежде всего на нефть ОПЕК при одновременном повышении ее поставок на мировой рынок из государств, не входящих в ОПЕК. Поэтому политика ОПЕК была направлена на максимизацию доходов от вывоза нефти и осуществлялась посредством скоординированного в рамках этой Организации ограничения предложения жидкого топлива. Сокращение экспорта нефти из стран ОПЕК в основном осуществлялось за счет уменьшения квоты Саудовской Аравии, принявшей на себя функции замыкающего поставщика в рамках ОПЕК в целях сохранения цен на нефть на высоком уровне. За 1979-85 гг. страна снизила свою добычу в 5 раз (с 500 до 100 млн.тонн/год), однако это не смогло удержать цены на нефть от постепенного снижения.
    В конкурентной борьбе за рынки, в условиях множественности видов обменных сделок, не входящие в ОПЕК государства-экспортеры прибегали к установлению более низких, чем страны ОПЕК, цен (повторялась ситуация, аналогичная периоду действия "двухбазовой системы цен", когда в послевоенное время ближневосточная нефть завоевывала западноевропейский рынок, о чем подробнее будет сказано ниже). Этому способствовали понижавшиеся цены на нефтепродукты, широко использовавшиеся экспортерами в качестве базисных цен при определении уровня контрактных цен на нефть (ценообразование по принципу "нет-бэк" - от англ. net-back pricing, т.е. определение уровня цен на сырье "обратным счетом" по технологической цепочке от уровня цен продаж конечного продукта). В условиях, когда страны ОПЕК стремились поддерживать свои отпускные (официальные продажные) цены на максимально высоком уровне, ценообразование конкурентов по принципу "нет-бэк" обеспечивало последним более низкие, чем у ОПЕК, цены и вело к вытеснению ОПЕК с рынка.
    В декабре 1985 г. Саудовская Аравия отказалась от роли замыкающего поставщика. Страны ОПЕК провозгласили отход от политики поддержания высоких цен на нефть путем ограничения добычи, сменив ее курсом на восстановление "справедливой" доли стран ОПЕК на рынке нефти. В течение первого полугодия 1986-го года ближневосточные страны ОПЕК резко увеличили добычу. В условиях нарастающего избытка предложения борьба стран ОПЕК за увеличение своей доли на рынке вылилась в "войну цен" и привела к их обвалу.
    В последующие год-два произошла в каком-то смысле "техническая коррекция" цен (в условиях широко диверсифицированной и интернационализированной структуры рынка, сложившейся к середине 80-х годов, любой резкое снижение цен должно было неизбежно сопровождаться их некоторым откатом в обратном направлении - по принципу колебаний маятника) и, как отмечалось выше, в течение десятилетия 1988-1998 гг. (за исключением короткого периода "Войны в Заливе") 80% ценовых колебаний происходило в диапазоне 15-21 долл./барр. (см. рисунок 1).
    Доминирующие виды внешнеторговых сделок. В период с 1947 по 1971 годы (то есть на первых двух рассматриваемых нами этапах) доминирующим видом внешнеторговых сделок были регулярные сделки, которые определяли как объёмы торговли, так и уровень цен.
    На этапе 1971-86 гг. начал активно развиваться и постепенно стать играть самостоятельную роль - как доминирующий субъект в определении цены - рынок разовых сделок, хотя до начала 70-х гг. на него приходилось лишь 3-5% международной торговли и нужен он был только лишь для точной подстройки друг под друга спроса и предложения жидкого топлива. В 70-е годы значение разовых сделок стало интенсивно возрастать: в первой половине указанного десятилетия - на них приходилось не более 5-8%, в середине - 10-15%, и в середине 80-х годов - уже не менее 40-50% международной торговли нефтью. Таким образом, с середины 80-х годов именно рынок разовых сделок стал определяющим с точки зрения объемов мировой нефтяной торговли.
    Однако ценообразующим сегментом рынка разовые сделки стали еще раньше - во время нефтяного кризиса 1973-74 гг., когда именно на них стали постоянно ориентироваться официальные отпускные цены в своей динамике (см. рисунок 5). Поэтому до середины 80-х годов регулярные сделки в значительной степени определяли объемы международной торговли нефтью, но цена к этому времени уже в значительной степени определялась на рынке разовых сделок.
    На четвертом этапе доминировать в определении объемов торговли продолжал рынок разовых сделок. Рынок регулярных сделок переместился на второе место - они просто поменялись местами. А к бирже перешла ценообразующая роль - цены стали формироваться на бирже, как в сделках с немедленной, так и с отсроченной поставкой. Итак, в итоге эволюции структуры нефтяного рынка, именно к бирже перешла ценоустановительная и ценообразовательная функция на этом рынке.
    Доминирующие цены. На первых двух этапах, представленных в таблице 2, это были, во-первых, трансфертные цены, использовавшиеся вертикально интегрированными международными нефтяными компаниями для минимизации своих налоговых отчислений по месту добычи нефти. Во-вторых, справочные цены, применявшиеся для расчета налоговых отчислений в бюджеты тех развивающихся стран, где международные нефтяные компании являлись концессионерами. В-третьих, рыночные цены, которые применялись на том сегменте рынке, где работали действительно независимые субъекты.
    На третьем этапе ситуация несколько поменялась. Набор доминирующих цен остался тот же, но, на мой взгляд, поменялась их иерархия. На первое место вышли рыночные цены, т.е. цены разовых сделок (см. рисунок 5). Институт справочных цен сохранялся по той причине, что наряду с существованием официальных отпускных цен ОПЕК (в основном до 1977 года - до волны национализаций в странах ОПЕК) продолжала существовать и практика установления справочных цен для исчисления налогов концессионеров. И, соответственно, трансфертные цены.
    На четвертом этапе механизм справочных цен отсутствует. Сохранились лишь цены рыночные и цены трансфертные (последние - в очень ограниченном применении).