English

ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ О ИНИЦИАТИВЕ МИНЭНЕРГО ВВЕСТИ ПОНИЖАЮЩИЙ НАЛОГОВЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ДЛЯ ВЫРАБОТАННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Министерство энергетики направило в правительство поправки во вторую часть Налогового кодекса, касающиеся налогообложения нефтяников. Документ предлагает с 1 января 2002 года применять к налогу на добычу нефти на месторождениях, выработанных на 80 процентов и более, понижающий коэффициент в размере 0,7. По мнению главного аналитика инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Дружинина, высказанному в интервью ИМА-пресс, идея Минэнерго довольно здравая. "Налоговая нагрузка на нефтяные компании в США и Канаде, например, вычисляется не только по отдельным месторождениям, а иногда и по отдельным скважинам, - отметил он. - Вполне возможно установить некие объективные критерии, по которым будет исчисляться выработанность месторождения. Всегда есть первоначальные запасы, которые утверждены МПР, имеются данные, сколько и когда было выкачано и пр. Понятно, что для месторождений, которые давно эксплуатируются, налоговые ставки должны быть минимальными. С одной стороны, государство потеряет в налоговых поступлениях. Но с другой, удастся изменить сегодняшнюю практику, когда месторождения или скважины закрывают из-за невыгодности их разработки, а то, что остается в земле, бывает безвозвратно утеряно. К тому же у государства появится возможность отобрать сверхдоход, который образуется от использования новых месторождений, разрабатываемых не на условиях СРП".
     За инициативу министра энергетики высказался и президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования Андрей Конопляник. "Я считаю, что от дифференциации налога выиграют все - и государство, и инвестор, - заявил он. - Государство должно стимулировать компании, которые разрабатывают "трудные" месторождения, дабы они были заинтересованы продолжать работы. Поэтому чем больше выработано месторождение, тем больше должна понижаться налоговая ставка. Это выгодно государству, потому что оно начинает получать дополнительные, косвенные и мультипликативные эффекты. Если вы продолжаете разрабатывать месторождение, у вас не только увеличивается количество добытой нефти, но и расходуются материалы, оборудование и прочее. Таким образом вы увеличиваете загрузку отраслей, которые работают на нефтяников. К тому же вы сохраняете занятость, потому что большая часть старых месторождений расположена в моногородах, где люди могут только добывать нефть и другой работы для них нет. Вы избавляете государство от дополнительных трат на перепрофилирование кадров, на усиление репрессивного аппарата (МВД, ФСБ), которое становится необходимым, если увеличивается безработица, а соответственно ухудшается криминогенная ситуация". По словам Конопляника, в США, где промышленная добыча нефти началась в 1859 году, давно уже пришли к такому понятию, как скидка на исчерпание недр. "Я не вижу минусов в этой системе, - подчеркнул президент Фонда развития энергетической политики и проектного финансирования. - Утверждается, например, что появление поправочных коэффициентов усложнит налогообложение и приведет к коррупции. Но я абсолютно убежден, что при наличии желания можно создать честно работающую систему. Для этого нужно сделать кадастр месторождений, то есть четко оценить качественные характеристики каждого из них, и сформировать механизм банка качества, когда каждое месторождение, каждая нефть, которая там добыта, получат соответствующую этому качеству рыночную цену. Нужно создать систему критериев, которая бы достаточно точно улавливала разницу природных характеристик, а это вопрос желания и политической воли. Все необходимые технические возможности в стране (компьютерная база, профессиональные кадры) для этого имеются. Те, кто говорят, что с введение новых ставок мы получим возможность за взятки покупать больший коэффициент исчерпания, скорее всего ратуют за отсутствие четкой системы критериев. Ведь коррупция водится там, где мутно, а когда есть ясность, четкость и прозрачность, когда есть прописанные законодательные процедуры, когда все не отдается на откуп отдельно взятому чиновнику в отсутствии таких процедур, тогда для коррупции места нет. Нормальное законодательство формируется десятилетиями, это долгий процесс. Но я не вижу иного выхода, как быстрее ступить на этот путь".

Последние поступления на

11.09.2019

Статьи

Перспективы взаимодействия РФ и ЕС в сфере декарбонизации. Есть ли возможности для расширения рынка для российского газа в Европе? (часть 1). // «Нефтегазовая вертикаль», август 2019, №13, с.101-105.

А.Конопляник, А.Сергаева. Малотоннажный СПГ: новые возможности для российского газа в Европе. // «Газовая промышленность», 2019, №7, с.40-52.

Этапы большого пути и люди, создавшие СРП (часть 7). // «Вести Сахалин Энерджи», август 2019, с. 13.

Презентации

К вопросу о перспективах формирования рынка малотоннажного СПГ для российского газа в черноморско-дунайском регионе (ситуационный анализ). // «Газпром экспорт», Санкт-Петербург, 18.07.2019 (совместно с А.Сергаевой и А.Хаугом)

Персональные размышления А.А.Конопляника на тему о трансформации российской газовой экспортной стратегии на новом этапе. // Выступление в рамках общей дискуссии на 7-м семинаре «Газового диалога» по теме «Трансформация российской газовой экспортной стратегии на новом этапе», Центр энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, Москва, 05 июля 2019 г.

On prospective role of Russian natural gas in EU decarbonisation. // Presentation at the “Energy Transition Forum”, IENE/ECE, Vienna, June 6 – 7, 2019

ТВ/радио-интервью и комментарии



31.07.2019: Участие в аналитической программе «Деловой день» на телеканале РБК на тему «Секторальный эффект: пять лет санкций для экономики». Видео на сайте РБК.

06.06.2018: Участие в аналитической программе «Бабич. Тренд» на телеканале РБК на тему: «Нефть: неудержимый рост цен. США просит ОПЕК продлить добычу». Видео на сайте РБК.

04.05.2018: «Андрей Конопляник: отношения между Россией и Прибалтикой определит экономика»

Монографии

«О новой парадигме развития мировой энергетики, рисках и вызовах для России и мира». // Москва, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2019 г., 110 c.



“Gas Transit in Eurasia: Transit issues between Russia and the European Union and the role of the Energy Charter” (p. 504-514) – in: “Commentary on the Energy Charter Treaty” / ed. by Rafael Leal-Arcas, Edward Elgar Publishing, Elgar Commentaries series, published 28 December 2018, 584 pp (ISBN: 978 1 78811 748 7). Оглавление. Статья.



«О грядущей (неизбежной?) смене парадигмы развития мировой энергетики и связанных с этим рисках и вызовах для России и мира» (с. 151-180) - в кн.: «Системные исследования в энергетике: методология и результаты», М., Издательский дом МЭИ, 218, 308 с.